| Организация развивающей предметно-пространственной среды
Простраивая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе, мы руководствовались Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиНом, Рабочей программой образовательного учреждения, возрастными и гендерными особенностями дошкольников и старались обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей, возможность их самовыражения, а также сохранение и укрепление здоровья детей. С этой целью используем технологии: педагогические – Филичевой, Зак, Швайко, нетрадиционные техники рисования; здоровьесберегающие - Сиротюк, Уманской, Коноваловой, массаж «Озорные мишки».
Особое внимание уделяем недирективной помощи детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
При организации развивающей предметно-пространственной среды придерживались принципов: содержательно-насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
По мнению Петровского, развивающая среда – это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности не только актуального, но и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Стараемся использовать все части пространства – пол, стены, потолок, например, в умывальной комнате – стены.
Поскольку наша группа является логопедической, приоритетное направление деятельности – речевое развитие, которое направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС) Для реализации поставленных задач используются следующие центры организации деятельности: логопедический «Речецветик», книжный «В гостях у тётушки Совы», а также согласно принципа полифункциональности - в других центрах.
Такие центры, как «Юный математик», мини-лаборатория «Всезнайка», «В гостях у деда Природоведа», «Юный строитель», «Центр настольно- печатных игр» способствуют развитию познавательных действий, первичных представлений об окружающем мире. В данных центрах присутствуют различные схемы, алгоритмы, направленные на развитие мышления, логики. Сюда же относится центр «В стране шахмат».
Социально-коммуникативное развитие детей реализуется через центры:
«Я – патриот», «Дом настроения», «Поздравлялка», центр уединения «Посидим в тишине», «Экран добрых дел», «Безопасный мир», «Центр сюжетно-ролевых игр», «В гостях у кукол».
Через центры «Домисолька», «Здравствуй, театр!», «Веселый художник», «В гостях у Матрешки», «Стена творчества» у воспитанников формируются элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, художественой литературы, фольклора, реализуется самостоятельная творческая деятельность. Особенно детям нравится созданный в этом году «Театр теней».
Как известно, у детей высокая потребность в двигательной активности. И она реализуется через центр «Мы – будущие олимпийцы!» А в становлении ценностей здорового образа жизни помогает центр «Здоровей-ка».
Учитываем гендерные особенности дошкольников – на входе в туалет имеется картинка мальчик-девочка.
При организации образовательной деятельности используется раздаточный материал, а также дидактические игры на каждого воспитанника.
С внедрением ФГОС ДО повышается роль родителей в образовательном процессе, поэтому мы привлекали родителей к оформлению различных центров, к реализации проектов «Семейный герб», «Красная книга». Для более тесного сотрудничества оформлены информационные стенды «Советы логопеда», «Для вас, родители!», печатаются буклеты.
Итак, развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. не только развивающая, но и развивающаяся. Поэтому предметный мир, окружающий ребенка, будем пополнять и обновлять.
Перспектива: продолжение внедрения ФГОС ДО, индивидуализация образовательного процесса, пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр (моряки), дидактических игр, изготовление пальчикового театра, привлечение родителей к пополнению выносного материала. | |