Лексико-грамматические игры и упражнения
• «С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом «с».
Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д.
• «Договори предложение». Взрослый начинает:
Предложение договори и его ты повтори.
Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д.
• «А у вас?» Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных.
Взрослый начинает предложение, а дети заканчивают: «Наша семья большая, ... а наша больше».
Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.
• «Старше или младше». Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи.
Взрослый называет двух членов семьи (мама – бабушка), а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы».
Словарь: дочка – мама, папа – дедушка, сын – папа, дедушка – мама, бабушка – папа, бабушка – внучка, дедушка – внук, сын – мама.
Развитие связной речи
• «Расскажи о себе». Ребенок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Взрослый дает образец рассказа:
«Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.
Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7, квартира 14.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.
Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе».
Тема недели «Моя семья»
Связная речь и Формирование словаря
«Обними словами»
Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение. После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения.
- Собака;
- Собака бежит;
- Большая собака бежит;
- Большая собака бежит по улице
Грамматический строй речи
Игра «Распутай слова»
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
Звуковая культура речи и Подготовка к обучению грамоте
урок «Веселое путешествие»
https://www.youtube.com/watch?v=_sGDvqqWVbQ&feature=emb_logo
Тема недели: «День защитника Отечества»
Формирование словаря
Защитник Отечества!
Участники игры стараются назвать, как можно больше прилагательных по отношению к защитникам Отечества.
Звуковая культура речи
Подарки для солдат!
Взрослый предлагает раздать солдатам «умные подарки». Например: от папы – подарок со звуком «з» в начале слова, от мамы – подарок со звуком «о» в середине и. д.
Грамматический строй речи
Загадки для военных
Он границу охраняет,
Чужака не пропускает,
И все время смотрит в оба,
А порядок был бы чтобы. (Пограничник)
Стоят тут три старушки,
Суровые подружки,
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушки)
Любит он на море качку,
Ходит тихо он, в раскачку,
Бородой подчас зарос,
Старый, доблестный (Матрос)
В форме ровно все стоят,
И молчание хранят,
Поздравляем мы отряд,
Нашей Родины (Солдат)
Он такой ловкач, братва,
Сварит суп из топора,
И такой мудрец в работе,
А прославился в (Пехоте)
Связная речь
Солдатские байки
Предложите ребёнку пофантазировать, как и кем он (она) сможет служить в армии.
Подготовка к обучению грамоте
Защитники Родины в нашей семье!
Попробуйте вспомнить с ребёнком, кто из ваших родственников служил в армии. Обговорите, кем они служили в армии, постарайтесь определить последний звук в этих словах.