Тема недели: «Вестники весны»
Формирование словаря
Игра «В весеннем лесу»
Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».
Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».
Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький».
Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».
Звуковая культура речи
«Кто, как кричит»
Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.
Ход:
Взрослый показывает карточки с изображением домашних животных.
В: кто это?
Д: курица
В: Как она кричит?
Д: ко-ко-ко.
Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.
Грамматический строй речи
«Мишка вышел из берлоги»
Оборудование: Берлога, выполненная из стула, накрытого старой простыней, или из стола, накрытого одеялом; маска медведя; «бочонок с медом»
Ход игры:
До того, как вы начнете проводить игру, необходимо рассказать ребенку о том, что такое берлога, из чего она сделана, кто живет в берлоге (медведь или медведица с медвежатами). Хорошо если вы покажете ребенку иллюстрации, на которых изображена берлога с ее обитателями. Предложите ребенку «стать медведем». Если ребенку сложно войти в образ, можно надеть маску медведя. Предложите ребенку-медведю поселиться в берлоге (ребенок может в ней лежать или сидеть на корточках). Прочтите рифмовку:
Мишка вышел из берлоги.
Он в берлоге не лежит,
Очень громко он рычит: - Ы-Ы-Ы!
Не хочу лежать,
Лучше я пойду гулять.
Пойду, мир посмотрю,
Деткам мед подарю!
Предложите ребенку выполнять действия в соответствии с содержанием рифмовки. (Медведь лежит в берлоге, вылезает из берлоги, идёт к детям.) Когда взрослый произносит: «Охотник!», ребенок должен быстро подбежать к берлоге и влезть в нее.
Связная речь
Игра «Весенний мешочек»
Данная игра спровоцирует ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает по одному предмету (например, фрукт) из чудесного мешочка, называет его: «Это груша, она желтая, сладкая, вкусная». Так взрослый описывает 3-4 фрукта. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Груша какая?» Ребенок называет признаки: «Она желтая, сладкая».
По такому же принципу игра проводится с овощами.
Тема недели «Глазам радость, душе отрада»
(дымковская и филимоновская игрушка)
Формирование словаря и Грамматический строй
сказка «О появлении Дымковской игрушки»
Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из трубы вился голубой дымок. Домов много и дымков много, вот и прозвали сел о Дымково...
Жили в том селе весёлые, озорные и добрые люди. Любили они лепить весёлые, яркие и красочные игрушки, свистульки. Любили они свистеть, да петь. Лепили они из глины: людей, зверюшек разных, птичек и зверей. Лепили они барышень в красивых и праздничных нарядах, в одоносок с коромыслом и ведрами а руках, нянюшек с младенчиками на руках, барышень в пышных нарядах и юбках и различных животных: лошадок, свинушек с поросятками. Много их сделают за долгую зиму.
Сначала игрушки из глины лепили, потом в большой печи - сушили. Когда игрушки высыхали - тогда краски в руки брали. Сначала просто белили - белую краску на игрушки сверху наносили, а потом тоненькой кисточкой - узоры рисовали, чтобы игрушки - расписными стали. И все эти узоры волшебные со смыслом были: синяя волнистая полоса - это вода, круг со звездочкой внутри - это небо и звёзды посмотри! Перекрещенные полосы между собой - это сруб дома любой!
А когда подымется в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди - выносили свои сказочные игрушки, и ну - свистеть, весну славить, да зиму - прогонять!
Весёлые игрушки продавали потом в разных деревнях и на ярмарках в больших городах. А по имени этого села и игрушки стали называть - дымковскими.
А теперь предложите ребенку ответить на несколько вопросов по сказке или попробовать ее пересказать.
Звуковая культура речи и Развивающая речевая среда
Разучивание потешки «Дымковская игрушка»
Наша дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Тема недели: «8 марта - праздник мам «Тук-тук», - стучится в двери к нам»
Формирование словаря
У каждого есть мама!
Есть мама у зайчонка, есть мама у лисёнка и т.д.
Звуковая культура речи
Мама, мама позови!
Как зовёт коза своего козлёнка? Как зовёт жеребёнок свою маму?
Грамматический строй речи
пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик-дедушка, (Большой пальчик.)
Этот пальчик-бабушка, (Указательный пальчик.)
Этот пальчик-папочка, (Средний пальчик)
Этот пальчик-мамочка, (Безымянный пальчик)
Этот пальчик - я, (Мизинчик)
Вот и вся моя семья! (Поднимаем левую ручку и распрямляем все пальчики)
Связная речь
игра «Я подарки подарю!»
Дети обмениваются предметами (дарят подарки), при этом проговаривают «Дима, я дарю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я дарю тебе жёлтое ведёрко».